Векторная графика в пакете FreeHand 9.0

         

Режим Multiple


В режиме Multiple (Кратные оси) инструмент Mirror имеет больше возможностей и, соответственно, большее количество настроек. Второе поле вверху в диалоговом окне Mirror (см. рис. 5-30) служит для задания числа осей. Количество осей задается в пределах от 1 до 100 вводом значения с клавиатуры. Если задавать этот параметр при помощи движка, то диапазон ограничивается значением, равным 50.
Самое нижнее поле окна содержит список из двух пунктов: Reflect (Отражение) и Rotate (Поворот).
Пункт Reflect служит для получения множественных отражений объекта. При отражении относительно нескольких осей программа выполняет следующие действия: из одного центра восстанавливает заданное число осей и поворачивает их на одинаковый угол. Одна из осей всегда проводится вертикально. Копия отмеченной фигуры отражается относительно этой оси. Порождаются несколько экземпляров фигуры, которые располагаются относительно всех повернутых осей. При этом каждый экземпляр занимает такое положение относительно повернутой оси, какое задается вертикальной осью.
Центр осей устанавливается щелчком мыши. При нажатой левой кнопке центр можно перемещать. Программа выводит изображения осей, предварительный вид отраженных фигур и перемещает их вместе с центром. После того как будет достигнуто искомое расположение, кнопку мыши надо отпустить. Если при перемещении центра удерживать клавишу <Alt>, то оси, а вместе с ними и все объекты, можно поворачивать. Клавиша <Shift>, как обычно, ограничивает возможные углы поворота.



5-33. Отражение относительно трех осей


Выбор пункта Rotate (Поворот) переключает инструмент в состояние, в котором выполняются кратные повороты. Программа делит полный угол на одинаковые секторы по заданному числу осей. Сектор, в котором находится отмеченный объект, поворачивается, накладывается на следующий и создает в нем повернутую копию объекта. Так порождаются копии объекта во всех секторах. Работа инструмента в режиме Rotate отличается высокой интерактивностью. Все клавиши, описанные в предыдущем пункте, сохраняют свое назначение.
Рассмотрим, как при помощи инструмента Mirror можно получить рисунок, напоминающий изображение циркулярной пилы. Для этого необходимо:

  •  Нарисовать изображение зубца. Выставить две пересекающиеся направляющие и растянуть окружность из их пересечения (<Alt>+<Shift>). Поставить зубец на границу окружности;

  •  Вызвать окно настройки инструмента Mirror и выбрать режим Multiple, Rotate. Задать число осей. Число осей зависит от соотношения радиуса окружности и шага зубца. В нашем случае оно равно 14. Подтвердить установки нажатием кнопки ОК;

  •  Отметить зубец и щелкнуть инструментом Mirror на пересечении направляющих. Копии зубца будут равномерно распределены по окружности и повернуты на соответствующие углы.


В режиме Multiple работают горячие клавиши, при помощи которых можно переключаться с поворота на отражение (и наоборот) и менять число осей в момент работы с инструментом. Клавиша <t> переключает инструмент с отражения на поворот, клавиша <4> реализует противоположное действие. Клавиша <-»> увеличивает количество осей, а клавиша «-> уменьшает это значение.
Возможности инструмента Mirror трудно переоценить. Многие рисунки, в основе которых заложено симметричное расположение одинаковых объектов или некоторый регулярный узор, легко создаются с его помощью. На рис 5-34 показаны примеры регулярных узоров, напоминающие своей формой снежинки или кристаллы минерала. Все рисунки созданы при помощи размножения и поворотов одной образующей фигуры (рис. 5-34, слева), которая представляет собой замкнутый контур. Форма образующей выбиралась достаточно произвольно. Для инструмента Mirror были заданы следующие параметры: режим Multiple и количество осей, равное девяти. После инструмента Mirror ко всем узорам, кроме последнего, была применена операция объединения (Join), с помощью которой был добавлен мозаичный рисунок в область сплошного черного цвета, образовавшуюся в зоне перекрытия лучей.



5-34. Регулярные узоры


Содержание раздела