Векторная графика в пакете FreeHand 9.0

         

Растеризация


Все многообразие электронных изображений принято делить на два класса: векторные изображения и растровые. Векторные изображения формируются из множества примитивов и геометрических фигур. Технику создания векторных рисунков можно сравнить с аппликацией. Растровые изображения, подобно мозаикам, строятся из отдельных точек — пикселов. Термин пиксел — это акроним, образованный из английских слов picture (изображение) и element (элемент), что в дословном переводе, да и по смыслу, означает элемент изображения. Совокупность пикселов, образующая изображение, называется битовой картой, матрицей или растром. Если размер пикселов достаточно мал, то множество индивидуальных яркостей и цветов элементов битовой карты складывается в воображении наблюдателя в целостный образ, и создается иллюзия слитного и непрерывного изображения.
При работе над сложными публикациями иногда приходится менять форму представления рисунка или его отдельных частей. Переход от векторного представления к растровому называется растеризацией, обратная операция — векторизацией или трассировкой.
Перед выводом на печать любой векторный рисунок должен быть переведен в растровую форму, поскольку все печатающие устройства воспроизводят изображения по точкам. Эта операция выполняется и перед выводом изображения на экран. Т. е., рано или поздно, любое векторное изображение меняет свою форму представления.
Причины для обратной трансформации не так весомы. В частности, операция векторизации выполняется в программах, предназначенных для оптического распознавания символов. Эти программы переводят текст, введенный со сканера, в редактируемую текстовую форму. В большинстве случаев векторная форма требует для своего хранения меньшего объема памяти, чем растровая, поэтому векторизация применяется для сжатия изображений.

Важно
Операция растеризации не имеет никаких принципиальных ограничений. В принципе можно растеризовать без потери качества любое изображение, если располагать достаточными вычислительными ресурсами. Результаты векторизации в значительной степени зависят от вида изображения. Если перевод в векторную форму фотографий связан с потерей деталей, плавных переходов, полутонов, то многие виды технических рисунков, чертежей, тексты, иллюстративная графика векторизуются вполне успешно.




Изменения формы представления изображений реализуются при помощи специальных программных и технических средств. В программе FreeHand эти операции можно выполнить ее собственными средствами. В растровую форму переводятся любые векторные объекты: геометрические примитивы, открытые и замкнутые контуры, составные контуры, группы, текстовые блоки, постскриптовские объекты.
Чтобы растеризовать объект, требуется отметить его и выполнить команду главного меню Modify|Rasterize или воспользоваться комбинацией клавиш <Ctrl>+<Shift>+<Alt>+<Z>.
Программа выведет на экран диалоговое окно Rasterize (Растеризовать), в котором надо задать параметры операции. В поле Resolution (Разрешение) следует выбрать одно из стандартных значений разрешения (72,144 или 300) или ввести уникальное. Поле Anti-aliasing (Сглаживание) служит для указания степени сглаживания растрового изображения. Поле содержит список значений: None (Без сглаживания), 1, 2, 3, 4 (Максимальное сглаживание).


После нажатия на кнопку ОК операция с заданными параметрами будет выполнена, а отмеченный объект превратиться в растровый рисунок и будет сохранен в формате TIFF (см. главу «Импорт и экспорт»).
Разрешение, как и обычно в машинной графике, измеряется в точках на дюйм (dpi, dot per inch). С ростом разрешения повышается качество растеризованного изображения и растут затраты памяти на его хранение. При этом необходимый объем памяти увеличивается намного быстрее, чем повышается качество.
Если рассматривать растровое изображение при большом увеличении, то виртуальные размеры пикселов, могут увеличиться настолько, что зернистость структуры станет очевидной. Особенно критичны к количеству образующих пикселов границы фигур и линии, которые при недостатке точек растра теряют гладкость, становятся шероховатыми и приобретают видимые изломы и ступеньки. Это называется лестничным эффектом. Чтобы нивелировать лестничный эффект, применяют специальные алгоритмы сглаживания, которые добавляют к изображению полупрозрачные пикселы и располагают их таким образом, что создается иллюзия гладкости.
Какие объекты следует растеризовать, а какие лучше оставить в векторном виде? Можно привести только самые общие рекомендации, окончательное решение о растеризации всегда принимает пользователь на основе сведений о сложившейся ситуации.

  •  Работа с некоторыми векторными объектами требует значительных ресурсов памяти. К числу самых ресурсоемких относятся: линзы, растяжки, импортированные постскриптовские объекты и контуры с большим числом опорных узлов. Части изображения, насыщенные такими объектами, являются первыми кандидатами на растеризацию.
  •  При перемещении по экрану растяжек и градиентов программа пересчитывает эти объекты заново. Это приводит к ощутимому замедлению перерисовки экранного образа в тех случаях, когда изображение содержит длинные градиенты и многошаговые растяжки. После растеризации этих объектов обновление экрана может значительно ускориться.
  •  Преобразование изображения в сторонние форматы, отличные от формата хранения графических и тестовых данных FreeHand, редко обходится без сюрпризов. Изменение размеров, нарушение пропорций, исчезновение границ, шрифтовые замены, ликвидация фона — это типичный, но далеко не полный перечень неприятностей, которыми может сопровождаться конвертация файла изображения. Растеризация —это один из способов защиты всего документа или критически важных его частей.


Важно
Редактировать растеризованную часть изображения средствами FreeHand невозможно. Поэтому эту операцию следует применять только к законченным изображениям или их фрагментам.
При попытке перевести в растровую форму большие изображения программа может выдавать сообщение об ошибке. Поэтому такие изображения лучше растеризовать при помощи команды File|Export и сохранять в формате TIFF, который является одним из наиболее распространенных и стандартизованных графических форматов.


Содержание раздела