Экипаж и условия обитаемости

Первоначально по штату команда катера составляла пять членов экипажа, но достаточно быстро, после усиления вооружения её численность увеличилась до семи-восьми человек. Необходимо отметить, что на борту своего корабля они жили поистине в спартанских условиях.

Поскольку катера имели небольшие размеры и не предназначались для продолжительных автономных действий на большом удалении от базы, бытовых удобств на них проектом не предусматривалось - отсутствовали как камбуз, так и гальюн. Горячую пищу экипаж брал с базы в термосах, в особых случаях выдавался сухой паёк. Вода, как питьевая, так и для охлаждения пулемёта, хранилась на борту в нескольких канистрах.

В случае нужды, если не удавалось пристать к берегу, пользовались специальным "выносным" ведром. На дозорных бронекатерах также отсутствовали системы отопления, так как на зиму их должны были поднимать на берег для ремонта и устранения повреждений, и принудительной вентиляции боевого отделения. Последнее делало службу на них крайне тяжёлой.

В боевой обстановке входную дверь и башенный люк приходилось держать закрытыми, поэтому приток свежего воздуха в рубку шёл только через три небольшие смотровые щели в её переднем листе (которые к тому же закрывались подвесными броневыми ставнями), через которые велось наблюдение командиром и рулевым за рекой и полем боя, и пулемётную амбразуру в башне. При работающем двигателе, который обильно выделял пары бензина и масла, и ведущем огонь "Максиме", наполняющем боевое отделение удушливыми пороховыми газами, находиться там продолжительное время удавалось не всякому.

В этом отношении ратный труд катерников мало чем отличался от "прелестей" жизни экипажей первых танков. В повседневной жизни люк и дверь обычно держали открытыми. Окраска. Надводную часть катеров красили в серый цвет различных интенсивности и оттенков. Ниже ватерлинии, которую, как и номер, наносили белым цветом, корпуса были красными.
Читать статью

Транспортировка танков

Но вернемся к нашим баранам - вагоны SSym предназначались исключительно для транспортировки танков массой до 50 тонн (номинально), то есть "Пантер" и ненамного более тяжелых, чем они истребителей танков "Ягдпантера", и ни под каким видом не годились для транспортировки "Тигров"!!! Вернемся к моменту разработки конструкции нового тяжелого немецкого тапка.

В конкурсе участвовало две конструкции: довольно необычная машина со смешанной силовой установкой (двигатели внутреннего сгорания - генераторы, которые приводили в действие электромоторы) конструкции Фердинанда Порше и его противник - танк, сконструированный на предприятиях "Хсншель".

В ходе полигонных испытаний прототип Порше был отвергнут, а для производства утвержден прототип "Хеншеля". Его производство было развернуто как на родном предприятии, так и на фирме "Вег- ман". II тут начались проблемы. Если Порше проектируя свое чудовище, заглянул в справочники и выяснил размеры створа железнодорожной колеи и максимальную ширину вагона, то ребята из "Хеншеля" не обратили внимания на такие мелочи. В результате разразился скандал.

Хотя танк Порше имел массу более 70 тонн, и для его транспортировки пришлось воспользоваться специальной восьмиосной низкопрофильной платформой SStk "Ко1п" (пол которой был выложен железнодорожными шпалами, чтобы его не повредили гусеницы этого монстра), но он свободно вписывался в створ железнодорожного полотна.

Даже в СССР где (как всем известно) железнодорожная колея на восемьдесят девять миллиметров шире, конструкторы проектируя свои тяжелые танки предусмотрели, чтобы их полная ширина не превышала 3300 мм, то есть европейского стандарта (более того KB имел ширину 3250 мм - с запасом, так на всякий случай).

Об этом подумал Порше, подумали русские, но не гении из "Хеншеля" и "Всгмана"!!! В результате в целом неплохой танк вообще не годился для транспортировки по железной дороге, а конструкторы "Всгмана" в аварийном порядке начали искать возможности "упакован," "Тигр" на железнодорожную платформу.
Читать статью